Половое воспитание

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ - система медицинских и педагогических мер, направленных на воспитание у детей, подростков и молодежи правильного отношения к вопросам пола.

Задача П. в.- способствовать гармоничному развитию подрастающего поколения, полноценному формированию детородной функции, повышению сексологических знаний, содействовать укреплению брака и семьи.

Многие считают, что П. в. надо заниматься тогда, когда дети вступают в период полового созревания. Однако это представление неправильно, так как ряд вопросов, касающихся П. в., приходится решать уже в раннем детстве.

От П. в. следует отличать половое просвещение, к-рое заключается в подробном ознакомлении подростков с анатомо-физиологическими, сексологическими, гигиеническими и другими сведениями по вопросам пола и половой жизни. К половому просвещению подростков следует приступать, начиная примерно с 8-го класса.

К П. в. применимы общие принципы воспитательной работы. Оно должно быть составной частью комплекса учебно-воспитательных мероприятий, осуществляемых в семье, дошкольном учреждении, школе и т. д. Совершенно необходимы строгая дифференцировка П. в. в зависимости от пола, возраста, степени подготовленности детей, а так же его преемственный характер. Обязательным условием эффективности П. в. является единый подход со стороны родителей, медработников, педагогов, воспитателей. Проблемы П. в. должны быть тесно связаны с общей системой нравственного воспитания. Однако нередки случаи, когда считают, что обсуждать вопросы пола неприлично, стараются обойти молчанием вполне естественные вопросы, которые занимают молодежь. Неподготовленность и неосведомленность подростков в вопросах пола нередко являются причиной тяжелых жизненных драм. Еще В. Г. Белинский отмечал, что нравственная чистота вовсе не заключается в неведении, но подразумевает сохранение добродетели при достаточной осведомленности. Совершенно неприемлемой следует считать и противоположную тенденцию, распространенную во многих странах Запада, когда сексуальная тематика становится гипертрофирован ной, преобладает в литературных произведениях, в кино и на телевидении, когда пропагандируется "свободная любовь", отрицающая фактически всякую мораль. В буржуазной педагогике влечение полов рассматривается преимущественно с позиций биологии, и проблема П. в. сводится главным образом к "обузданию" полового инстинкта с якобы обязательно присущими ему тенденциями к половым извращениям, борьба с которыми и составляет специфическую сторону всей проблемы.

П. в. необходимо уделять большое внимание, ни в коем случае не устраняясь от него и не ограничиваясь только вопросами физического и умственного развития детей. Родители, педагоги и медработники, при всей сложности и деликатности проблемы П. в., должны своевременно и правильно ответить на вопросы, волнующие подрастающее поколение. А. С. Макаренко в лекции о П. в. писал: "...Мы должны так воспитывать наших детей, чтобы они относились к любви как к серьезному и глубокому чувству, чтобы свое наслаждение, свою любовь и свое счастье они реализовали в семье".

Неосведомленные в вопросах пола подростки часто пугаются физиологических изменений, которые происходят в их организме, стыдятся их. Не найдя ответа у родителей и педагогов, они нередко прибегают к случайным, подчас грязным источникам, как правило, получая по интересующим их вопросам извращенное представление. Специальные обследования показывают, что многие мальчики и девочки получают сведения о половой жизни из случайных источников. В связи с этим совершенно очевидно то особое значение, к-рое должно иметь П. в. в общей системе воспитания подрастающего поколения. Половое воспитание

В процессе П. в. можно условно выделить несколько этапов. Детям дошкольного возраста необходимо прививать элементарные гигиенические навыки и правила поведения. Важное значение имеет закаливание организма ребенка, т. к. правильное половое развитие тесно связано с общим физическим развитием. Уход за детьми и соблюдение гигиенических требований должны быть направлены, в частности, на устранение раздражающих воздействий на так наз. эрогенные зоны (см. Половая жизнь). В связи с этим следует избегать неудобной, тесной одежды, предупреждать или своевременно устранять глистные заболевания. Для гармоничного нравственного развития ребенка необходимо обеспечить здоровую атмосферу в семье, проникнутую взаимным уважением и любовью. Родители должны поддерживать в детях появляющееся обычно в этом возрасте желание помочь в домашней работе, требовать от мальчиков, чтобы они помогали девочкам выполнять задания, связанные с физической нагрузкой, и т. п.

Для дальнейшего правильного развития ребенка важно сформировать у него такие черты, как чувство ответственности, долга, любовь и уважение к людям.

В младшем школьном возрасте педагогической задачей родителей является учет физиологических и психологических особенностей детей этого возраста. Для нормального полового развития и установления правильных отношений между мальчиками и девочками в этом периоде важно формировать такие нравственные качества, как стыдливость, сдержанность, готовность всегда оказать помощь и т. п. Установлению здоровых отношений между мальчиками и девочками способствуют организованные взрослыми совместные посещения музеев, театров, походы и другие мероприятия, вследствие которых формируются общие взгляды и интересы.

Нередко у детей младшего школьного возраста (так же как и у детей дошкольного возраста) может возникать чувство симпатии, доходящее до "влюбленности" и обычно направленное на старшего, как правило, красивого и сильного человека. При этом дети стремятся быть ближе, ласкаться к этому человеку, ухаживать за ним. В таких случаях не следует фиксировать внимание ребенка на подобной влюбленности. Надо постараться переключать его на новые интересы, книги, игры и т. п. Обычно такая влюбленность со временем проходит сама собой.

П. в. в период полового созревания должно учитывать, в первую очередь, те изменения в организме и личности подростка, которые происходят в этот период. Девочки вступают в подростковый период в 12-14 лет, а мальчики- в 13-15 лет. Этот возраст характеризуется интенсивным обогащением внутреннего мира подростков, усилением функции эндокринных желез, особенно половых, способствует постепенному пробуждению полового влечения. Подростковый период характеризуется также появлением у детей черт взрослости: стремлением к самостоятельности, самоутверждением, желанием добиться того, чтобы взрослые считались с ними. В личности подростка особенно выражена дисгармония между процессом полового созревания, проявлением полового влечения и уровнем зрелости. Поэтому чрезвычайно важно, чтобы правильное представление о половом развитии и гигиенических навыках (см. Личная гигиена) подросток получил от родителей, а не от случайных товарищей. Прежде всего в период полового созревания девочку следует подготовить к тому, что у нее появятся менструации (см. Менструальный цикл), а мальчика - к появлению поллюций. Матери должны научить девочек правилам специального туалета при менструации, ведению менструального дневника, рассказать о физиологии этого явления, об одежде, питании и режиме в этот период. Мальчики должны знать, что поллюции - это закономерное, естественное явление, при к-ром необходимо соблюдение правил элементарной гигиены.

Очень важно для правильного П. в. в период полового созревания оберегать подростков от преждевременного пробуждения чувственности, в чем решающую роль играют условия жизни подростков в семье, в школе, на улице. Нездоровая атмосфера в семье (пьянство, брань, безнравственное поведение взрослых) формирует распущенность, цинизм.

Возбуждающе действуют на детей эротические сцены в кино и в жизни, а также неконтролируемое чтение соответствующей литературы. Вредное влияние оказывает также предоставление взрослыми детям возможности подолгу нежиться в постели, обильная жирная и пряная пища, сладости. Совершенно недопустим алкоголь, который оказывает крайне пагубное влияние на формирующийся организм подростка. Необходимо настойчивое разъяснение недопустимости нередкого в период полового созревания явления - онанизма. При этом, однако, следует избегать запугивания подростков его "страшными последствиями". Необходимость предупреждения раннего появления полового чувства вовсе не предполагает подавления полового чувства вообще. Основная цель П. в. подростков - научить их сознательно управлять половым чувством, воспитать в них моральную устойчивость ко всякого рода развращающим влияниям. Необходимо правильно организовать период жизни подростков до наступления половой зрелости, чтобы подготовить их к тому моменту, когда возникнут реальные возможности удовлетворения полового влечения. Поэтому П. в. подростков старшего школьного возраста и юношей и девушек, окончивших школу, должно заключаться в освещении вопросов взаимоотношений полов с их нравственным, социальным и гигиеническим аспектами, изложении основ гигиены и физиологии половой жизни, морально-этических проблем и гигиены брака.

В этот период у девушек возникает желание нравиться окружающим и в первую очередь представителям мужского пола, стремление к сопереживанию, любви и ласке. Большое внимание они уделяют своей внешности. Усиливается интерес к "тайнам" любви. Юноши присматриваются к девушкам, стараются выглядеть взрослее, в связи с чем нередко перенимают привычки взрослых, в т. ч. и вредные (курение, употребление алкоголя). Прежние привязанности мальчиков к друзьям и девочек к подругам отступают обычно на второй план. Возникающие неясные желания молодые люди не всегда могут подавить, чувствуют себя неловко в обществе сверстников противоположного пола. Поэтому важно тактично помочь им в этой сложной для них ситуации. При правильной организации режима в этот период, если жизнь молодых людей заполнена увлекательными делами, пронизана доброжелательным отношением друг к другу, чрезмерного интереса к вопросам пола не возникает. В связи с этим исключительное значение приобретает воспитание в каждом молодом человеке творческих наклонностей, разносторонних интересов. Следует активно пропагандировать занятия физкультурой и спортом, которые поглощают избыточную энергию подростка, способствуют гармоничному развитию его организма, повышению сопротивляемости болезням, воспитанию ценных волевых качеств.

Юношеский возраст характеризуется расширением круга интересов, приближающихся к интересам взрослого. Юноши и девушки достаточно рассудительны и самостоятельны в своих суждениях и поступках, более критичны к себе и другим.

Родители и педагоги должны уважать молодых людей, считаться с их мнением, тактично руководить ими в повседневной жизни, помогать избавиться как от излишнего самомнения, так и от нерешительности. Между юношей и девушкой могут установиться глубокие дружеские отношения, носящие романтичный оттенок. Именно поэтому взрослые должны правильно относиться к этому явлению, проявляя при этом деликатность и такт. Подобная дружба, однако, нередко пугает родителей и педагогов, которые становятся на путь < борьбы с любовью", устанавливают всевозможные запреты, создают так наз. общественное мнение. Такое отношение взрослых чаще всего приводит к конфликтам с молодыми людьми. Вместе с тем, оберегая дружбу мальчиков и девочек, взрослые не должны занимать позицию полного невмешательства, т. к. такой дружбе надо помогать, направлять ее, беречь от пошлости и грязи. Очень важно для П. в. мальчиков сохранить у них чувство сыновней нежности, т. к. оно становится одним из основных источников формирования у них уважения к женщине. А. С. Макаренко отмечал, что "если, вырастая, ребенок не научился любить родителей, братьев, сестер..., очень трудно рассчитывать, что он способен глубоко полюбить избранную женщину". Родители должны также воспитывать у сыновей мужскую сдержанность, глубокое уважение и чуткость к избранной девушке. В П. в. девушки необходимо большое внимание уделять разъяснению понятий "девичья честь", "доброе имя девушки", воспитанию чувства женского достоинства. Если к периоду юношества у мальчиков и девочек сформировались такие качества, как честность, скромность, уважение к человеку, гордость, то у взрослых не будет оснований опасаться за чистоту их отношений.

Настоящая любовь возникает в годы физической и духовной зрелости человека. И если она основана на взаимном чувстве, общности взглядов и интересов, то она обогащает жизнь и служит основой формирования прочной семьи. Поэтому П. в., проводимое родителями в семье, медработниками и педагогами в учебных заведениях, производственных коллективах и других учреждениях, призвано подготовить подрастающее поколение к счастливой супружеской жизни.